Дэвид Набарро: новая пандемия гриппа обязательно разразится

Фильтры

Регион

Новости

Дэвид Набарро: новая пандемия гриппа обязательно разразится

Участники прошедшей 11-12 сентября на индонезийском острове Бали международной встречи "Ключевые партнеры по птичьему гриппу и готовность к пандемии" подчеркивают, что несомненные успехи в борьбе со смертельно опасной болезнью не дают основания для самоуспокоенности. Пока вирус продолжает жить в миллионах домашних птиц, заражения людей будут происходить вновь и вновь, а каждый подобный случай повышает вероятность такой мутации H5N1, когда вирус станет легко передаваться от человека к человеку, неизбежно вызвав глобальную пандемию.

Ведь, как любят говорить сотрудники ВОЗ, "вирус не признает государственных границ". С 2002 года подтверждено уже свыше 320 случаев заражения вирусом H5N1 в 12 странах мира (Азербайджане, Вьетнаме, Джибути, Египте, Индонезии, Ираке, Камбодже, Китае, Лаосе, Нигерии, Таиланде и Турции), 200 из которых имели летальный исход. Только в этом году вспышки гриппа птиц были отмечены в таких европейских странах как Великобритания, Венгрия, Германия и Чехия. Кроме того, в прошлом месяце случай заражения птицы вирусом H5N1 имел место и в самой России - на птицефабрике ЗАО "Лебяжье-Чилигинское" Краснодарского края.

Надо помнить также, что современная медицина пока не в состоянии лечить ни одно вирусное заболевание - даже обычный человеческий грипп. Ведь вирусы мельче большинства известных микробов; и, в силу их отличий от бактерий, антибиотики против них абсолютно бессильны.

А мутировавший вирус животного происхождения, способный передаваться от человека к человеку, уже давно является настоящим кошмаром для любого эпидемиолога. Хотя большинство таких мутантов способно вызвать максимум конъюнктивит, бывают и исключения. В 1997 году в результате вспышки птичьего гриппа, которая также произошла на юге Китая, заразилось всего 18 человек. Однако скончался каждый третий из них. Эпидемию удалось остановить, лишь уничтожив все поголовье птиц в Гонконге.

Кроме того, как стало известно лишь в прошлом году, прокатившаяся по Европе в 1918 году эпидемия "испанки" была вызвана именно вирусом птичьего гриппа, который обрел способность передаваться от человека к человеку. А эта пандемия считается самой страшной в современной истории человечества: по разным оценкам, тогда от гриппа погибло от 30 до 50 миллионов человек.

К тому же, как показывает опыт прошлых лет, особенно много случаев заражения вирусом-убийцей регистрируется в ходе наступающего в ближайшие недели на большей части территории Индонезии дождливого сезона.

Старший координатор Системы ООН по вопросам птичьего и человеческого гриппа Дэвид Набарро, принимавший участие в форуме, ответил на вопросы РИА Новости.

- Вот уже почти пять лет прошло с тех пор, как люди стали умирать от птичьего гриппа. Новые смерти уже не являются сенсацией - просто очередная новая жертва в длинном ряду из двух сотен человек. Считаете ли Вы, что главная угроза птичьего гриппа - это забыть об угрозе птичьего гриппа?

- В общественном здравоохранении мы часто имеем дело с проблемами, которые потенциально влекут за собой серьезные последствия. И пока мы реально занимаемся ими, они не являются сенсациями, и становится таковыми (лишь) когда выходят из-под контроля в случаях, если мы не справились со своей задачей.

Я хотел бы видеть напряженную работу правительств, общественных организаций по разрешению этого вопроса. Мне это кажется самым важным. Громкое освещение в СМИ для меня не столь важно.

На самом деле, не будет никакого толка от запугивания людей, чтобы они поверили, что массовая пандемия начнется в любой момент, и не знали бы, как им теперь жить. Мне кажется, что сейчас мы подходим к более сбалансированному освещению (проблемы) средствами массовой информации.

Что меня очень беспокоит, так это обеспечение продолжения общественной поддержки и продолжение действий правительств в последующие несколько лет, чтобы решить этот вопрос. Если правительства перестанут думать об этом, или если об этом перестанут думать люди, вот тогда у нас появится причина для беспокойства.

- Значит, ситуация не такова, что пандемия может начаться в любой момент?

- В моей работе нормально считать, что пандемия может начаться завтра, поэтому что именно в этом моя работа и состоит: это то, чем я занимаюсь 24 часа в сутки семь дней в неделю. Но мне бы не хотелось, чтобы вы на своей работе посвящали бы массу времени размышлениям о том, что пандемия вот-вот начнется. Я бы хотел, чтобы вы жили нормальной жизнью и положились на тех, кто отвечает за этот вопрос.

- Не могли бы Вы дать какую-то количественную оценку вероятности пандемии?

- Увы. Знаете, я формулирую это так: история учит нас, что однажды новая пандемия гриппа обязательно разразится. Но мы не в состоянии сказать с какой бы то ни было уверенностью, когда это произойдет, где она начнется, насколько суровой она будет. И потому мы можем быть уверены лишь в одном: однажды она разразится.

- Так же, как обстоит дело с предсказанием землетрясений?

- Люди в Индонезии чрезвычайно привычны к тому, что стихийные бедствия и катастрофы, к сожалению, будут происходить, но мы не знаем, когда они начнутся и насколько суровыми они будут. Те, с кем я говорил в Индонезии, понимают этот язык, на котором я говорю. В других условиях людям сложнее понять его, и они начинают нервничать.

- Каковы на Ваш взгляд шансы на успех при создании вакцины от вируса, которого пока не существует?

- При разработке вакцин от изменяющихся вирусов главная задача состоит в том, чтобы найти участок вируса, который останется неизменным в ходе изменений и разработать вакцину (именно) против этой общей части вируса. Такая вакцина сможет противодействовать любым возникшим патогенным формам. И этот процесс идентификации необходимого генного или клеточного материала идет сейчас во многих лабораториях по всему миру.

Я не могу сказать, насколько вероятно то, что он окажется успешным - мне приходилось иметь дело с поразительно удачными исследованиями в области вакцин, тогда как с другими (например, вакциной от ВИЧ), это оказалось труднее, и потому я не могу оценить для вас вероятность. Но я могу сказать, что для поиска вакцины с множественным покрытием имеется научная база. И лично я очень надеюсь на то, что эти исследования окажутся успешными.

- Что на самом деле означают все эти сообщения о том, что передача вируса от человека к человеку в Индонезии уже идет?

- Когда мы говорим о передаче вируса гриппа от человека к человеку, то имеем в виду устойчивую передачу от человека к человека: я передаю вирус вам, вы - другим людям, и такая цепная реакция кончается широким распространением болезни. Под передачей от человека к человеку имеют в виду именно это, а то, с чем мы сталкиваемся в настоящий момент, называется спорадическим заражением людей.

Разница ужасно важна. Устойчивая передача от человека к человеку несет за собой угрозу пандемии гриппа, которая изменит все наши жизни. Они будут иметь чрезвычайно широкие последствия. В свою очередь, спорадические заражения людей H5N1 чрезвычайно редки: за последние несколько лет сообщалось лишь о трехстах с чем-то. Они очень редки, но они важны, так как указывают нам на лежащую в основе инфицированность H5N1 птицы, с чем нам необходимо бороться.

- Что придает такую важность Индонезии?

- В Индонезии имеет место больше случаев заражения H5N1 птицы и людей, чем где бы то ни было еще в мире, и потому для меня Индонезия чрезвычайно важна.

Индонезия и Египет - это страны, где вирус H5N1 укоренился в поголовье птицы, и потому эти страны изо всех сил стараются взять вирус под контроль и ограничить его обращение. А взять под контроль укоренившийся в птице вирус нелегко. Для того чтобы полностью взять его под контроль, потребуются интенсивные усилия на протяжении нескольких лет.

Нам необходимо помнить (и) о том, что Индонезия - чрезвычайно децентрализованная страна, а это означает, что нам необходимо побуждать относиться к вопросу со всей серьезностью как власти на районном уровне, так и правительства регионов.

В странах с жесткой централизацией управления относительно легко разработать руководства о контроле за болезнями животных или людей, а затем добиться их выполнения на всех уровнях. С децентрализованным управлением это порой более сложно.

- Вкратце, каково сейчас положение в Индонезии с этим высоко патогенным птичьим гриппом, как вы это определили?

- Я очень рад тому, что на протяжении последних лет мы наблюдаем относительную стабильность ситуации. Конечно, это не успех, но могло бы быть намного хуже.

РИА НОВОСТИ

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее